чужое:Духовный онанизм
Божественный секс и смысл жизни . 25 декабря 2013 г.
Давно уже вызревало желание высказаться по одному важному вопросу, но все не получалось подобрать подходящий пример, чтобы пояснить, в чем именно подвох. А теперь вот пример нашелся, причем очень жизненный - секс как иллюстрация проблемы духовного поиска.
В отношении к сексу людей можно разделить на два лагеря - тех, кому нравится "трахаться" и тех, кому нравится "заниматься любовью". Физики и лирики, прагматики и романтики. Первых, прежде всего, интересует физиологическая сторона процесса, вторых - психологическая. Это одна плоскость.
В другой плоскости люди делятся по тонкости восприятия от, грубо говоря, просто пожрать до утонченного гурманства в ощущениях - физиологических или психологических. Можно сказать, что это шкала чувствительности.
И в зависимости от расположения в этой системе координат, проявление сексуальности у людей различается от грубых примитивных форм совокупления до утонченных переживаний на грани духовных откровений.
Так вот, грубая форма сексуальности подразумевает утоление соответствующего голода любыми доступными средствами - в этом и заключается цель сексуального контакта. Индивидуальные качества партнера и душевная близость с ним второстепенны, а на крайний случай можно и вовсе обойтись своими руками без партнера.
С такой позиции легко обнаружить тот мистический пограничный момент, где заканчивается дружба и начинается секс. Все, что сексуально нейтрально - это дружба, все, что ведет к возбуждению - это флирт, а все, что ведет к оргазму - это уже секс. А цель всего этого ритуального танца - сладкое ощущение психологической победы и желанная физиологическая разрядка. Просто и примитивно.
На противоположном полюсе все выглядит иначе. Партнер здесь играет первостепенную важность и установление с ним близкого и глубокого душевного контакта является главной и самостоятельной ценностью. А физиологическая или, скорее, тактильная составляющая, естественным образом вплетается в общую канву общения и является еще одним способом почувствовать другого человека и самого себя через него.
Никакой явной границы между сексом и не-сексом здесь уже нет. Секс начинается с первого взгляда и не заканчивается до самого расставания, меняется только, уж простите, глубина взаимного проникновения. Или можно сказать, что никакого секса здесь вообще нет, а есть только всестороннее общение, узнавание себя и друг друга с самых разных сторон и без каких-либо границ. И оргазм тут не является заветной целью, а лишь сопровождает и без того драгоценное общение.
Очевидно, что все мы колеблемся между этими двумя полюсами, склоняясь время от времени то в одну сторону, то в другую. И именно это дает нам возможность прочувствовать принципиальное различие этих двух крайностей в сексе - жажды утоления чисто физиологической потребности и ощущения возбуждающей, сводящей с ума близости с другим человеком. Оргазм, в общем-то, один и тот же, но в первом случае он, как поддельные китайские елочные игрушки - не радует.
А теперь нужно провести довольно тонкую параллель между сексом и духовными поисками. Надеюсь, получится это выразить в словах.
Посмотрите на жизнь, как на отношения, - отношения с самой жизнью или, если угодно, с Богом. Интерес и влечение к другим людям - это лишь частное проявление нашего общего и самого главного интереса - интереса к жизни. Или, если взглянуть глубже, то это нескончаемый интерес к самим себе, который мы утоляем, прикасаясь к различным граням бытия.
Жизнь - это бесконечный процесс самолюбования самопознания Вселенной через саму себя. И мы - люди, с нашими маленькими индивидуальными "Я" - часть этого процесса и его воплощение в частной невротической миниатюре. Мы узнаем себя через других людей и вообще через проживание уникальной ни на кого не похожей жизни - Вселенная не нуждается в повторах.
С такой точки зрения абсолютно не важно, чем именно человек заполняет свою жизнь и на что тратит отпущенное время. Важен сам процесс бытия, каким бы он ни был. Можно играть в отношения и семью, можно в футбол, можно податься в политику, можно выпиливать лобзиком или пролежать всю жизнь на диване перед телевизором - никакой разницы. Бытие есть бытие. Час, проведенный за ковырянием в носу, ничем не отличается от часа, потраченного на поиски лекарства от рака. Жизнь - это огромная песочница с кучей игрушек, где каждый выбирает для себя что-то свое. И споры о том, что важнее, детский совочек или космическая ракета, здесь бессмысленны. Все важно и все тлен.
Но есть среди всех игр одна, претендующая на особое положение, - игра в "духовность". Суть ее в обещании того, что выполнение специальных процедур - "духовных практик" - позволит человеку восстановить утраченный контакт с Богом и зажить припеваючи. Но для этого требуется много и целеустремленно практиковать - молиться, медитировать, поститься, читать священные книги, открывать энергетические меридианы, заниматься осознанными сновидениями, разгадывать коаны, уходить в ритриты, подавать бедным, не есть мясо, любить ближнего своего и много всего прочего делать или не делать, в зависимости от выбранной конфессии.
Строгая праведная жизнь ради достижения высшего духовного рубежа, после которого наконец-то можно будет жить, как захочется. А прямо сейчас жить, как захочется, нельзя - надо сначала избавиться от своих детских социальных страхов просветлеть. Ну, а поскольку просветление светит лишь избранным, то игра в духовность обрекает человека на жизнь в безнадежной тоске по тому, что, вероятно, никогда не произойдет. Но расслабляться нельзя - надо про